Пресс-релиз от 24.06.2014


«Тувинская Энергетическая Промышленная Корпорация» (ЗАО)

ЗАО «Рейтинговое агентство AK&M» присвоило ЗАО «ТЭПК» рейтинг кредитоспособности по национальной шкале «А» с позитивным прогнозом.

ЗАО «Рейтинговое агентство AK&M» присвоило ЗАО «ТЭПК» рейтинг кредитоспособности по национальной шкале «А» с позитивным прогнозом.

Рейтинг «А» означает, что Компания имеет высокую степень кредитоспособности. Риск несвоевременного выполнения обязательств низкий, вероятность реструктуризации долга или его части минимальна.

Закрытое акционерное общество «Тувинская Энергетическая Промышленная Корпорация» (далее – ТЭПК) создано с целью осуществления крупных инфраструктурных проектов на территории Красноярского края, Республики Тыва и Хабаровского края. В настоящее время ТЭПК реализует комплексный инвестиционный проект (далее – Проект), включающий в себя освоение Элегестского месторождения Улуг-Хемского угольного бассейна в Республике Тыва, в том числе возведение горнообогатительного комбината (ГОК); строительство железной дороги Элегест-Кызыл-Курагино с выходом на действующие ж/д  магистрали; открытие глубоководного морского терминала в районе мыса Бурный в порту Ванино в Хабаровском крае. Перечисленные подпроекты преследуют единую стратегическую цель выведения России на ведущие позиции мирового рынка коксующихся углей за счет кратного роста экспортных поставок сырья в страны азиатско-тихоокеанского региона (АТР). Планируемый объем инвестиций на реализацию Проекта составляет около 217 млрд. руб., при этом 25% средств будет выделено его организатором и головным исполнителем (акционерное финансирование со стороны ТЭПК).

Высокий кредитный рейтинг Компании определяется комплексным сочетанием целого ряда позитивных факторов, среди которых, в первую очередь, необходимо выделить следующие: (i) соответствие Проекта приоритетам социально-экономического развития Российской Федерации, включая стратегии и целевые программы в области транспортной системы, железнодорожного транспорта, а также угольной промышленности России; (ii) инвестиционная привлекательность Проекта, обусловленная высокими прогнозными показателями коммерческой, бюджетной и социально-экономической эффективности; (iii) потенциальная поддержка со стороны федеральных и региональных органов власти, в том числе в виде предоставления государственных гарантий, налоговых льгот и средств Фонда национального достояния (ФНБ); (iv) высокий профессиональный уровень и большой управленческий опыт менеджмента Компании в реализации крупномасштабных проектов, в т.ч. в угледобывающей отрасли и строительстве объектов транспортной инфраструктуры. Перечисленные факторы формируют необходимую материальную, финансово-экономическую и административно-правовую базу, обеспечивающую реализуемость инвестиционного Проекта.

Центральное место в Проекте занимает строительство железной дороги Элегест-Кызыл-Курагино протяженностью 410 км, требующее наибольшего объема капиталовложений (около 156 млрд. руб.). Дорога соединит Элегестское месторождение с Транссибирской магистралью и обеспечит транспортировку готовой продукции до железнодорожной инфраструктуры общего пользования. Плановая пропускная способность железной дороги составляет 15 млн. т угля (объем переработки на Элегестском месторождении) и 3 млн. т народохозяйственных грузов в год. В совместном Заключении Минэкономразвития России и Минфина России подчеркивается, что проект строительства ж/д магистрали соответствует основным целевым ориентирам, обозначенным в транспортной стратегии Российской Федерации на период до 2030 года.

Экономическая эффективность Проекта будет определяться доходами от поставки угольного концентрата на экспорт. При этом  конкурентноспособность продукции ТЭПК обеспечится высоким качеством добываемого угля (низкая зольность, легкая обогатимость, максимальные в России показатели по выходу концентрата), сравнительно небольшой себестоимостью добычи, продиктованной уникальными горно-геологическими условиями Элегестского месторождения, низкими удельными затратами на переработку в связи с большой мощностью ГОК. Помимо этого, использование собственного угольного терминала в порту Ванино позволит избежать зависимости от сторонних стивидорских компаний и в конечном итоге снизить стоимость перевалочных работ. Согласно расчетам ТЭПК, за весь период реализации (2014-2068 гг.) при достаточно общих исходных предпосылках наблюдается положительная коммерческая эффективность Проекта. Бюджетная эффективность (сумма дисконтированных налоговых поступлений) прогнозируется на уровне более 250 млрд. руб.

Проект строительства железной дороги Элегест-Кызыл-Курагино и угольного портового терминала на Дальнем Востоке в увязке с освоением минерально-сырьевой базы Республики Тыва является ярким примером государственно-частного партнерства в сфере развития транспортной и угледобывающей инфраструктуры России. Поддержка Проекта со стороны государства предполагается в виде выделения средств из Фонда национального благосостояния (порядка 87 млрд. руб.) на возвратной основе, государственных гарантий по кредитам банков (около 76 млрд. руб.), предоставления налоговых льгот и кредитных «каникул». В рамках реализации программы государственной поддержки Компанией получено положительное заключение Минэкономразвития и Минфина России о целесообразности финансирования Проекта, в т.ч. путем размещения средств ФНБ в ценные бумаги ТЭПК, а также заключен меморандум о сотрудничестве и взаимодействии в реализации Проекта с Внешэкономбанком, Сбербанком и ВТБ. Кроме того, в рамках Х Красноярского экономического форума подписано четырехстороннее соглашение между ТЭПК, Минтрансом России, Правительствами Республики Тыва и Красноярского края о строительстве железнодорожной линии Элегест-Кызыл-Курагино.

 Распоряжением Правительства Российской Федерации от 16 июня 2014 г. № 1059-р проект строительства железной дороги Элегест-Кызыл-Курагино и угольного портового терминала на Дальнем Востоке в увязке с освоением минерально-сырьевой базы Республики Тыва включен в перечень самоокупаемых инфраструктурных проектов, реализуемых юридическим лицами, в финансовые активы которых размещаются средства Фонда национального благосостояния на возвратной основе (перечень был утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 5 ноября 2013 г. № 2044-р). Начало выделения кредитных ресурсов и размещения средств ФНБ планируется в III кв. 2014 г. Вероятность открытия внешнего финансирования Проекта в запланированном объеме оценивается Агентством как крайне высокая, что и отражается в позитивном прогнозе по рейтингу Компании. В настоящее время работы по Проекту финансируются за счет собственных источников ТЭПК.

В качестве факторов риска, связанных с реализацией Проекта и ограничивающих уровень рейтинга Компании, Агентство выделяет существенную зависимость основных показателей Проекта от коньюнктуры мирового рынка коксующихся углей и волатильности цен на конечную продукцию, ограниченную пропускную способность Транссибирской и Байкало-Амурской магистралей на локальных участках, возможный опережающий рост тарифов на железнодорожные перевозки при  превалирующей доле транспортных расходов в себестоимости отгрузки угольного концентрата.

Мировые цены на коксующийся уголь, хоть и демонстрируют в последние два года стабилизацию медианного уровня и снижение волатильности, тем не менее, по-прежнему подвержены влиянию целого ряда факторов, начиная с совершенствования процесса производства стали и заканчивая изменениями в законодательстве и климатическими условиями в странах, являющихся основными игроками (как импортерами, так и поставщиками) на рынке коксового концентрата. В связи с этим прогнозирование динамики сырьевых рынков в долгосрочной перспективе крайне затруднительно. Между тем, финансовая модель ТЭПК очень чувствительна к изменению цены реализации на коксующийся уголь. Ведущие российские производители коксующегося угля (СУЭК, Мечел и др.) также планируют увеличение экспорта своей продукции, в первую очередь, с ориентацией на страны АТР. Это приведет к усилению нагрузки на железнодорожные магистрали общего назначения и может потребовать разработки консолидированных логистических решений в привязке к планам модернизации транспортной инфраструктуры РЖД либо дополнительных инвестиций в строительство «разгрузочной» ж/д ветки Кызыл-Урумчи (Монголия) и далее на Китай.

Удельные затраты на ж/д транспортировку для экспорта от Элегестского  месторождения до терминала составляют около 83% себестоимости концентрата (базис поставки FOB Ванино). По оценкам Агентства, увеличение транспортных расходов вследствие роста тарифов повлечет за собой практически аналогичное уменьшение операционной маржи как в абсолютных, так и относительных единицах. 

Тем не менее, перечисленные факторы риска, по мнению AK&M, не ставят под сомнение возможность полномасштабной реализации Проекта, а могут привести лишь к ухудшению его отдельных макропоказателей – срока окупаемости инвестиций, экономической эффективности и некоторых других.

Кроме того, Агентство отмечает, что мощность Элегестского месторождения составляет всего 6% от прогнозных запасов Улуг-Хемского угольного бассейна. Продолжение его освоения после исчерпания ресурсов Элегеста позоволит многократно повысить эффективность использования инфраструктуры, создаваемой в рамках Проекта ТЭПК.

 

ЗАО «ТЭПК» зарегистрировано в ноябре 2012 г. (первоначально в форме общества с ограниченной ответственностью) в г. Кызыл Республики Тыва.

Уставный (акционерный) капитал Компании составляет 1 000 010 000 руб.

Бенефициаром и Генеральным директором ТЭПК является российский бизнесмен Руслан Байсаров.

В целях реструктурирования бизнеса и разделения полномочий Компанией созданы дочерние структуры – ТЭПК-Майнинг, ТЭПК-Торговый Дом, ТЭПК-Транспорт, ТЭПК-Магистрали, ДВВП.

Данный пресс-релиз подготовлен на основе Отчета о присвоении рейтинга кредитоспособности ЗАО «ТЭПК».

 

Рейтинг, а также любая информация и выводы, содержащиеся в пресс-релизе, должны рассматриваться исключительно как мнение о кредитоспособности, а не рекомендация по покупке-продаже ценных бумаг или предоставлению заемных средств.

ЗАО «Рейтинговое агентство AK&M» не принимает на себя никакой ответственности в связи с любыми интерпретациями, выводами и последствиями, связанными с применением третьими сторонами результатов проведения рейтинговой оценки.

ЗАО «Рейтинговое агентство «Анализ, Консультации и Маркетинг» является ведущим независимым национальным рейтинговым агентством в России. Начало рейтинговой деятельности – 1993 год. ЗАО «Рейтинговое агентство АК&M» аккредитовано Министерством финансов Российской Федерации (приказ №452 от 17 сентября 2010 года) и входит в реестр Аккредитованных рейтинговых агентств Центрального банка Российской Федерации

 

Москва, ул. Губкина, 3

ЗАО «Рейтинговое агентство AK&M»

www.akmrating.ru

Тел: (495) 916-70-30, факс: (499) 132-69-18.

Яндекс.Метрика