Пресс-релиз от 14.09.2012


«Главная дорога» (ОАО)

Рейтинговое агентство AK&M присвоило инфраструктурному облигационному займу ОАО «Главная дорога» (“MainRoad”, OpenJoint-StockCompany) серии 4-07-12755-А кредитный рейтинг по национальной шкале: «А» с позитивным прогнозом.

Рейтинг «А» означает, что облигационный заем ОАО «Главная дорога» серии 4-07-12755-А относится к классу заемщиков с высоким уровнем кредитоспособности. Риск несвоевременного выполнения обязательств низкий, вероятность реструктуризации долга или его части минимальна.

Эмитенту облигационного займа серии 4-07-12755-А  (ОАО «Главная дорога») Рейтинговым агентством AK&M в 2011 году присвоен кредитный рейтинг по национальной шкале «А» с позитивным прогнозом. Рейтинг облигационного займа серии 4-07-12755-А  в значительной степени обусловлен кредитоспособностью эмитента и эффективностью реализации проекта строительства и эксплуатации автодороги.

Одним из ключевых факторов поддержки высокой рейтинговой оценки является наличие государственных гарантий в косвенной форме, что обусловлено концессионным соглашением.  Условия концессионного соглашения государства с ОАО «Главная дорога» предусматривают полную компенсацию основной суммы долга и процентных платежей по эмитируемым облигационным займам со стороны государства в случае расторжения концессионного соглашения, в том числе в случае дефолта концессионера. Обязательства по облигациям будут исполнены даже при незапланированных негативных изменениях в проекте и его реализации, в том числе в условиях значительного ухудшения финансовых показателей проекта.

Необходимо также отметить участие в финансировании проекта со стороны государства. Существенная часть объема финансирования строительства автодороги (11 млрд. руб.) осуществляется за счет средств Инвестиционного фонда РФ. Общая доля государственной поддержки проекта без учета госгарантий составляет более 30%. Финансовое участие государства в проекте можно расценивать как положительный фактор. Государственная поддержка позволяет реализовать проект с коммерческой выгодой, контроль за реализацией проекта со стороны надзорных органов повышает защищенность инвесторов.

Все расходы на обслуживание и погашение обязательств в достаточной мере обеспечены положительными денежными потоками. Так, минимальное значение прогнозируемого коэффициента покрытия долга (денежные потоки, доступные для обслуживания долга, отнесенные к соответствующим расходам на обслуживание и выплату основной части долга) с учетом средств резервного счета и текущих денежных средств составит 1,93 в 2015 г., при этом среднее значение коэффициента в течение всего периода проекта равняется 4,09. Таким образом, прогнозных денежных потоков, рассчитанных в финансовой модели проекта, достаточно для обслуживания и погашения обязательств.

Прогнозная динамика платежей по обязательствам свидетельствует об отсутствии существенных пиковых долговых нагрузок. Для снижения нагрузок в периоды основных выплат при реализации проекта будет использоваться резервный счет для обслуживания долга, на который предварительно зачисляются свободные денежные средства для использования их в целях погашения долговых обязательств и процентов по ним. Выпущенные облигации  будут линейно амортизироваться в течение последних 8 лет обращения бумаг. Проведенный анализ графика выплат свидетельствует о достаточной равномерности формирования средств для погашения долга при отсутствии пиковых выплат. График погашения сбалансирован с денежными потоками и обладает высокой степенью устойчивости.

Анализ эффективности проекта свидетельствует о высоком уровне доходностипо проекту. Внутренняя норма доходности (IRR) по проекту равняется около 12%. Это достаточно высокое значение, свидетельствующее о значительной эффективности и высоком потенциале проекта.

На высокую рейтинговую оценку в значительной мере повлияли низкие риски, связанные непосредственно со строительством и эксплуатацией автодороги, что обусловлено условиями концессионного соглашения и проводимой в рамках реализации проекта политикой риск-менеджмента. Договоры на строительство с генеральным подрядчиком заключаются в фиксированных ценах, что позитивно отражается на оценке рисков в части риска роста затрат. При этом параметры роста расходов запланированы на достаточно консервативном уровне. Контроль за качеством и условиями эксплуатации четко регламентирован по срокам, мероприятиям и формам. Позитивным фактором является и заложенная в условия соглашения возможность получения концессионером компенсации от концедента или продления сроков строительства в случае негативного изменения законодательства, выявления геологических рисков, необходимости изменения проектной документации и прочих подобных существенных изменений, не связанных с деятельностью концессионера, а также наличие гибкого механизма изменения параметров и условий эксплуатации и строительства дороги.

Поддержку высокой рейтинговой оценке запланированной эмиссии оказывает высокая квалификация участников консорциума по строительству платной автодороги. Участие в проекте зарубежных компаний ALPINE BAU, BRISA-Auto-estradas de Portugal и FCC, обладающих значительным опытом в строительстве и эксплуатации платных автодорог в Европе и характеризующихся существенной ресурсной базой, значительно снижает технические и проектные риски. ООО «Стройгазконсалтинг», специализирующееся на крупных строительных проектах в России, также характеризуется наличием необходимых качеств для эффективной реализации проекта. Участие в проекте ОАО «Газпромбанк», ЗАО УК «Лидер»  и ЗАО ИК «Лидер» обеспечивает проекту поддержку в построении финансовой деятельности и организации финансирования.

Существенным фактором, сдерживающим рейтинговую оценку, является риск снижения доходов от запланированного уровня, прежде всего из-за более низкого уровня спроса со стороны пользователей автодороги. В целом имеющиеся прогнозы темпов роста и динамики объемов трафика можно расценивать как реалистичные. Однако в условиях отсутствия аналогов прогнозирование движения на платной дороге в России несколько затруднено, что обуславливает высокий уровень неопределенности доходов компании в части данной составляющей. Достаточно высокий уровень предложенных в рамках концессионного соглашения тарифов также может негативно отразиться на спросе на услуги платной автодороги.

Проект характеризуется достаточно высокой потребностью в заемных средствах. Необходимый объем совокупного финансирования строительства автодороги (объем инвестиций с учетом капитальных, финансовых и прочих затрат) составляет 32,4 млрд. руб. Более 60% необходимого финансирования для строительства будет получено в виде заемных средств с помощью эмиссии  облигационных займов.  Максимальный объем долга будет накоплен к концу 2013 г., когда величина основных обязательств достигнет 21,1 млрд. руб. Суммарные выплаты по долгу составят около 41 млрд. руб. Коэффициент финансовой независимости компании (доля заемных средств в активах) в случае выполнения прогнозируемых финансовых показателей с 2014 по 2028 г. будет находиться в пределах 35-48%. Таким образом, в структуре баланса на долю заемных средств будет приходиться существенная часть источников активов. Следовательно, обязательства компании не будут покрыты собственными средствами. Вместе с тем, учитывая параметры проекта и условия финансирования, подобное соотношение можно считать приемлемым даже для консервативных инвесторов, а значительную долю заемных средств в активах - оправданной.

Фактором риска выступает высокая неопределенность стоимости обслуживания облигационных займов. По облигационному займу серии 4-07-12755-А, как и по другим облигационным займам ОАО «Главная дорога», параметры определения ставки по купонным выплатам напрямую зависят от уровня инфляции и/или ВВП в длительном прогнозном периоде. Слабая предсказуемость макроэкономических параметров в долгосрочной перспективе предопределяет неопределенность стоимости обслуживания обязательств. При этом можно ожидать, что в ближайшие годы уровень доходности по облигациям будет достаточно высоким, однако в дальнейшем, по мере снижения уровня инфляции и выхода экономики России на траекторию равномерного роста, доходность и расходы на текущее обслуживание долга снизятся.

ОАО «Главная дорога» – компания специального назначения (SPV), единственным предметом деятельности которой является реализация проекта строительства и эксплуатации платной дороги «Новый выход на МКАД с федеральной автомобильной дороги М-1 «Беларусь» Москва – Минск» (соединительная автомобильная магистраль от Московской кольцевой автомобильной дороги в районе транспортной развязки с улицей Молодогвардейской до федеральной автомобильной дороги М-1). Проект реализуется в рамках государственно-частного партнерства. В рамках проекта заключено концессионное соглашение сроком 30 лет, в котором ОАО «Главная дорога» выступает концессионером, Российская Федерация (Федеральное дорожное агентство) – концедентом. Общая стоимость строительства автодороги (чистые капитальные затраты) с учетом НДС составляет 25,5 млрд. руб. Финансирование проекта осуществляется за счет заемных средств, привлекаемых посредством облигационных займов, а также за счет средств Инвестиционного фонда РФ.

Строительство дороги осуществляется с 2010 г. В 2010 г. в развитие проекта инвестировано 3,2 млрд. руб., в 2011 г., - 3,7 млрд. руб. В 2012 г. ОАО «Главная дорога» планирует инвестировать в проект 6,9 млрд. руб. Выполнен соответствующий объем строительных работ. Часть ранее произведенных заимствований уже погашена. Текущая задолженность ОАО «Главная дорога» составляет 8 млрд. руб. – по находящемуся в обращении облигационному займу серии 4-03-12755-А.

Облигационный заем серии 4-07-12755-Апланируется к размещению в октябре 2012 г.  Облигационный заем серии 4-07-12755-А  размещается в рамках реализации Концессионного соглашения о финансировании, строительстве и эксплуатации на платной основе нового выхода на Московскую кольцевую автодорогу с федеральной автомобильной дороги М-1 «Беларусь» Москва-Минск. Сумма облигационного выпуска по номиналу составит 1,4 млрд. руб. Заем будет выкуплен акционерами эмитента. Срок займа – 17 лет. Предусмотрены ежегодные купонные выплаты. Погашение займа предусмотрено ежегодно в последние 8 лет срока займа равными траншами. В октябре 2028  г. заем будет полностью погашен.

Данный пресс-релиз подготовлен на основе Отчета о присвоении рейтинга кредитоспособности облигационному займу серии 4-07-12755-А,эмитентом которого является ОАО «Главная дорога».

Рейтинг кредитоспособности, а также любая информация и выводы, содержащиеся в пресс-релизе, должны рассматриваться исключительно как мнение о кредитоспособности, а не рекомендация по покупке-продаже ценных бумаг или предоставлению заемных средств.

ЗАО «Рейтинговое агентство AK&M» не принимает на себя никакой ответственности в связи с любыми интерпретациями, выводами и последствиями, связанными с применением третьими сторонами результатов проведения рейтинговой оценки.

ЗАО «Рейтинговое агентство АК&М» является ведущим независимым национальным рейтинговым агентством в России. Начало рейтинговой деятельности – 1993 год. ЗАО «Рейтинговое агентство АК&M» аккредитовано Министерством финансов Российской Федерации (приказ №452 от 17 сентября 2010 года).

Рейтинги ЗАО «Рейтинговое агентство АК&M» признаны ЦБ РФ (в качестве условия для доступа к беззалоговому кредитованию – Положение 323-П), ВЭБ (в качестве условия для получения субординированных кредитов) и МСП Банком (в качестве условия для работы по программе кредитования малого и среднего бизнеса), РОСНАНО (в качестве условия отбора банков для оказания услуг РКО проектным компаниям в рамках инвестиционных проектов), ММВБ (в качестве условия для включения облигаций в базу расчета корпоративного и муниципального индексов, а также включения облигаций в листинг), признаны Постановлением Правительства РФ в качестве условия для рекапитализации банков. Кроме того, ЗАО «Рейтинговое агентство АК&М» получило признание АИЖК, а также аккредитовано СРО «Национальная фондовая ассоциация».

Москва, ул. Губкина, 3
ЗАО «Рейтинговое агентство «Анализ, Консультации и Маркетинг»
www.akmrating.ru
Москва, ул. Губкина, 3
Аналитик: Чумаченко А.Г.
Тел: (495) 916-70-30, Факс: (499) 132-69-18

Яндекс.Метрика